Что? 
Где? 

Места в твоем смартфоне

Установи мобильное приложение Установи мобильное приложение дляiPhone / Android

Дворцовый мост

Название «Дворцовый мост» появилось в Санкт-Петербурге в 1856 году. Но оно относилось к наплавному мосту, который ранее стоял в створе Сенатской площади – Университетской набережной. В 1856 году мост переместили к Зимнему дворцу с выходом на стрелку Васильевского острова. В 1896 году его переместили ниже по течению Невы и поставили на то место, где стоит нынешний мост.
В ту пору Большую Неву перекрывали только два постоянных моста: Николаевский (Лейтенанта Шмидта) и Литейный. Парадный центр города не имел постоянной переправы, что затрудняло связь с учреждениями Торгового порта, с Биржей, находящимися на Васильевском острове. Ощущалась острая необходимость иметь здесь постоянный мост.

В 1900 году Петербургская городская управа поручила Комиссии по строительству Троицкого моста, разработать технические условия для международного конкурса на проектирование двух мостов через Неву – Дворцового и Большеохтинского. Технические условия были выполнены инженером путей сообщения В. А. Берсом, и тогда же была организована конкурсная комиссия.
В 1901 году был объявлен конкурс на создание проекта Дворцового постоянного моста. В первые 2 года в конкурсную комиссию было подано 27 проектов, из которых 13 – от петербургских специалистов. Но ни один из них не удовлетворил комиссию. Конкурс продлили до мая 1904 года, когда было предложено еще 19 проектов.
На этот раз из всех рассмотренных вариантов комиссия признала наиболее удовлетворяющим требованиям проект Общества «Батиньоль» (по проекту которого строился Троицкий мост). «Батиньоль» запросил за все строение 5 100 000 рублей.

Политические и военные события того времени (Русско-японская война и революция 1905–1907 годов) прервали работу по сооружению моста, а к проблемам строительства вернулись в 1908 году.

Государственная дума утвердила новые технические условия для составления проекта постоянного Дворцового моста, отменив свое постановление от 2 июня 1904 года. В 1908 году инженер путей сообщения Андрей Павлович Пшеницкий представил в конкурсную комиссию два проекта Дворцового моста, выступив от Общества Коломенского металлического завода. Один проект – для пятипролетного моста, второй – для шестипролетного. Пшеницкий разработал только инженерную часть проекта, архитектурную часть лишь ориентировочно наметил художник-архитектор Роман Федорович Мельцер.
20 мая 1909 года Городская дума утвердила проект шестипролетного моста, и осталось заручиться согласием государя, который, в свою очередь, настоял представить проект фасада пятипролетного моста.

Последовали дополнительные обсуждения вариантов шести- и пятипролетного моста с точки зрения финансовых затрат и общего его вида. Снова оживилась конкуренция среди авторов проектов, а комиссия снова рассматривала дела. 23 июня 1910 года Городская дума одобрила проект пятипролетного моста Общества Коломенского завода.

12 февраля 1911 года был заключен договор о строительстве Дворцового моста между Городской управой Санкт-Петербурга и Коломенским машиностроительным заводом Подмосковья. В нем отдельным пунктом значилось: «Все работы должны быть выполнены из русских материалов, русскими рабочими и русскими инженерами».
Мост должны были сдать в эксплуатацию 15 октября 1913 года.

К договору был приложен эскиз фасада и план моста, составленный инженером А. П. Пшеницким и художником-архитектором Р. Ф. Мельцером, который был одобрен царем 15 января 1911 года. Дискуссии по поводу архитектурного оформления моста продолжались, т. к. Экспертная комиссия отвергала мельцеровские большие фонари-башни. Мельцера, в итоге, план вынудили переделать. В проекте скульптурные фигуры у четырех фонарей были заменены четырьмя чеканными золочеными орлами, обращенными к воде. Орнаменты под полотном моста были исключены, кроме средних пролетов. Чугунная решетка (вместо кованой) на закруглениях у фонарей была заменена каменными балюстрадами.
Строительство же моста началось еще в конце 1911 года, а архитектурная часть дорабатывалась архитектором до 1915 года.

Первая мировая война вовсе затормозила строительство. Лишь к концу 1916 года была готова вся инженерная конструкция, а архитектурное оформление моста даже не начиналось. Город крайне нуждался в надежной связи двух берегов Невы в центральной части, поэтому на заседании Городской думы в октябре 1916 года решено было открыть Дворцовый мост в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая. Открыли мост 23 декабря 1916 года.

Дворцовый мост создавался в крайне неблагоприятных условиях для строительства такого сложного и дорогостоящего объекта в городе, поэтому неизбежными оказались недоделки и отклонения от исполнительного проекта.

Деревянные перила начали менять на чугунные лишь в 1940 году. Они были отлиты по проекту архитектора Л. А. Носкова и скульптора И. В. Крестовского.
В военные и первые послевоенные годы была возможность делать только самое необходимое, чтобы поддержать мост в рабочем состоянии. Вплоть до конца ХХ века, постепенно исполнялась программа по улучшению состояния моста.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году, а в 1977 году, когда реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1998 демонтировали трамвайные пути.
В 2008-м году было признано, что Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Однако глобальную реконструкцию сооружения запланировали лишь на конец 2011-го года. А пока принято решение сохранить ресурс моста с помощью самых необходимых ремонтных работ.
...

Показать подробную информацию 

Оценка
         
4 голоса

Отзывы посмотреть все отзывы

Сергей Валуев 26 марта 2016
         

Мост особенно красив в разведенном состоянии

Denis Kursky 11 июля 2012
         

Гид сказал, что он уже иногда не разводится из-за старости механизма

Популярные места в городе Санкт-Петербург

Ищешь кафе или ресторан?