Что? 
Где? 

Места в твоем смартфоне

Установи мобильное приложение Установи мобильное приложение дляiPhone / Android

Свято-Троицкий кафедральный собор

Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Днепропетровска.
Свято-Троицкий кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года, через 40 лет обветшала, и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Л. И. Боде и П. И. Висконти с просьбой о новом храме.
В 1837 году в быстро развивающейся столице юга России Екатеринославе освятили место под новый Троицкий храм. Но строительство оказалось не под силу городу, только недавно окончившему Преображенский собор и строящему новую Успенскую церковь.
Только в 1845 году, через 8 лет после закладки лесопромышленник, Федор Дупленко выделили 3000 рублей, на которые вывели фундамент и… строительство снова остановилось. Федор Дупленко оказался перед угрозой разорения и прекратил выделение средств на строительство. Со временем он все же сумел поправить свои дела и выстроить церковь. При жизни, вплоть до смерти в 1848 году, купец передал на строительство в целом около 100000 рублей. Уже в 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы.
Она значительно уступала Успенской в размерах и устройстве, и сильно отличалась от своего современного вида. Не было ни колокольни, ни служебных корпусов, ни кованой ограды. Все это пристроили намного позже.
Собор возвели трехпрестольный. Правый придел посвящен Казанской иконе Божьей Матери. Левый придел — Святому апостолу Андрею Первозванному. Центральный придел — в честь Животворящей Троицы. Три престола новой церкви дали имена трем городским улицам: Первозвановской (ул. Короленко), Троицкой (ул. Красная), Казанской (ул. Карла Либкнехта) и Троицкой площади (пл. Красная).
В 1860-х годах перед церковью, по проекту одного из местных архитекторов, строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Меценатом этих построек выступил купец Андрей Кирпичников и его наследники, выделившие для этого 15000 рублей.
В конце XIX века старостой Троицкой церкви стал Иван Мартынович Алексеенко, при поддержке Ивана Алексеенко церковь строит свечную лавку и 12 собственных лавок на Троицком базаре. Строятся дом причта и Троицкая церковно-приходская школа.
В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич.
Иван Сидорович Ижакевич (1864–1962 г. г.) был большим специалистом в области народного творчества и украинского фольклора. Но до Октябрьской революции значительнейшее место в его творчестве занимала именно храмовая роспись.
В Троицком соборе кисти Ижакевича принадлежит ряд настенных росписей. Среди последних особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и Святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр, Павел и другие.
Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция обора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году.
Атеистический режим не пощадил и величественный собор. В 1934 году церковь была закрыта «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады.
В ноябре 1941 года, во время немецкой оккупации, в соборе возобновили архиепископскую кафедру и богослужение. 11 июня 1942 года на кафедру был хиротонисан епископ Днепропетровский и Запорожский Димитрий (Маган).
На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги новый собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золотые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.
Большие реставрационные работы внутри начали только в 1950-х годах. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый грандиозный иконостас, выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада, сделан балкон для верхнего архиерейского хора и сделали еще многое и многое другое.
Тогда же вновь выяснился автор росписей в Троицком соборе… Грустный парадокс эпохи: сам Ижакевич к тому времени еще был жив, но о своих православных симпатиях вынужден был умалчивать. О его росписях в Троицком соборе к тому времени уже никто не знал.
Первым, кто высказал свое предположение об авторстве большинства стенных росписей собора, был архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров). Историк, искусствовед, прекрасный знаток церковной живописи, он, после своего назначения в 1955 году в Днепропетровскую епархию, сразу же обратил внимание на незаурядную роспись многих стенных полотен, представлявших большую художественную ценность. Чтобы их сберечь, он выписал из Москвы художников-реставраторов. Среди них оказался и В. Н. Кутлинский — ученик Ижакевича. Он-то, по почерку рисунков, подтвердил правильность высказанных архиепископом Гурием предположений.
Окончательно авторство полотен было подтверждено областным обществом по охране памятников, которое уделило этому вопросу максимум внимания. Самым ценным оказалось знакомство с престарелым художником Ф. З. Коновалюком — ближайшим помощником Ижакевича при росписи Троицкого храма (тогда он еще не был собором) в 1909 году. Коновалюк не только подтвердил авторство работ, но и сообщил еще много попутных деталей, относящихся к проведенным работам, которые помогли в дальнейшем процессе реставрации.
В 1985–1987 г. г. собор украшается большими паникадилами на всех куполах, были поставлены новые позолоченные кресты. Сделаны металлические ограждения на аллеи, новые большие нижние окна и двухстворчатые боковые двери.
На территории собора расположился небольшой некрополь — место захоронения епархиальных архиереев и священнослужителей. Архиепископ Андрей (Комаров), архиепископ Варлаам (Ильющенко), епископа Кронида (Мищенко), бывшие настоятели собора: протоиерей Владимир Капустянский, протоиерей Константин Огиенко, создатели храма: Федор Дупленко и Андрей Кирпичников, другие священнослужители и благотворители нашли свой последний приют под стенами собора.
Во время первых бомбежек города, в 1941 году во двор собора с близлежащих улиц были принесены тела погибших горожан, они похоронены в братской могиле недалеко от центральных ворот, справа.
В соборе находятся святыни: икона «Плачущий Спаситель», иконы Божией Матери «Иверская», «Достойно есть», «Самарская», крест-мощевик с частицами мощей крестителя Господнего Иоанна, святых апостолов и евангелистов Матфея, Луки, Марка, Святой праведной Анны, великомученика и целителя Пантелеимона, Святого великомученика Феодора Стратилата, Святого мученика Антипы, Святой великомученицы Екатерины, Святого благоверного князя Александра Невского. Также в соборе находится крест-мощевик с 12-ю частицами мощей оптинских старцев (дар Оптинской Пустыни), икона Святой Троицы с частицей коры Мамврийского дуба; древние реликвии: иконостас Казанского собора и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.
В настоящее время Свято-Троицкий собор является центральным храмом Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви.

Показать подробную информацию 

Оценка
         
4 голоса

Отзывы посмотреть все отзывы

Ruslan Galenko 3 ноября 2011
         

Любой человек, даже не верующий, может зайти и просто посидеть, ощутить атмосферу.

Влад Мехлис 23 октября 2011
         

Красота

Популярные места в городе Dnipropetrovs'k

Ищешь кафе или ресторан?