Места в твоем смартфоне
Установи мобильное приложение дляiPhone / AndroidШенвизский мост
- Запорожье, пр. Ленина
-
Тип:Развлечения и отдых — Зона отдыха
Предисловие
Лев Исаакович Адельберг (1931-1988) - инженер по образованию, художник-оформитель по профессии, неутомимый исследователь истории родного края. Он состоял членом секции градостроительства Украинского общества охраны памятников истории и культуры, на протяжении длительного времени вел в газете «Комсомолець Запорижжя» рубрику «Александровск-Запорожье».
«Мосты Запорожья» — одна из последних его работ, рукопись которой сохранилась в Запорожской областной научной универсальной библиотеке им. Горького.
В последней главе своего произведения автор рассказывает о перспективах строительства новых мостов в Запорожье. Даже сейчас, спустя 25 лет с момента окончания работы над рукописью, обозначенные Л. Адельбергом проекты наверняка покажутся запорожцам невероятными, в частности — о прокладке в городе метрополитена. С развалом советской империи многие грандиозные проекты канули в лету. Вновь образованным из советских республик государствам было не до многомиллионных капитальных вложений. Но все же один проект в нашем городе, пусть с опозданием, но ожил.
Более четверти века решался вопрос о запорожском мостострое, пока, наконец, в 2004 г. не появилась на берегах реки строительная техника. 19 октября председатель Запорожской облгосадминистрации Владимир Березовский и мэр города Евгений Карташов запустили механизм дистанционного управления бетонного насоса, и первый бетон пошел в основание фундамента опоры №1. Четырехполосные автомобильные мосты свяжут левый и правый берег Днепра через о. Хортица, ниже по течению от мостов Преображенского.
Проект новой магистрали разработан АОЗТ «Киевсоюздорпроект». Протяженность автомобильной ветки составит в 9,1 км, из которых 660 м — вантовый мост через Новый Днепр и 340 м — мост через Старый Днепр. Мостовой пилон поднимется на высоту 165 м. Общая стоимость грандиозного проекта — почти 2 млрд. гривен.
Жизнь продолжается. История пополняется новыми событиями. В данном случае — история запорожских мостов.
Может, это знак? Через 25 лет сдвинулось с мертвой точки дело нового запорожского мостостроя. Через 25 лет рукопись Льва Адельберга обрела законченную форму книги.
Наверное, это добрый знак. И все у нас будет хорошо...
Автотранспортный и пешеходный мост через реку Московку (Шенвизкий мост)
В мае 1770 г. особым указом императрицы был одобрен проект по Строительству крепостей на русско-крымской границе между Днепром и Азовским морем. В этом году начинается закладка на правом берегу реки Московки Александровской крепости. Осенью 1770 г. на левом берегу был построен редут. Он прикрывал строительство крепости со стороны Ногайской степи. Редут находился в районе ул. Комсомольской.
Той же осенью был построен пешеходный мост через Московку для поддержания связи с крепостью. Располагался он в районе нынешнего автовокзала. Все это, однако, были временные постройки. Но, тем не менее, в документах того времени указывается сооружение моста.
Со всей очевидностью можно утверждать, что мост через Московку является одним из первых мостов нашего города.
Основанная в конце 1770 г. Александровская крепость утратила свое первоначальное назначение. Границы Российской империи отодвинулись далеко на юг - Россия прочно вышла к берегам Азовского и Черного морей.
Постепенно крепость преобразуется в поселение и выходит из своих первоначальных границ. Рядом с городком Александровском (назван был по названию крепости в честь командующего 1-ой русской армии Александра Голицына), начали заселяться земли немецкими колонистами.
Появились колонии Розенталь, Нейнбурш, Кронцвейд, Шонгорст, Шенвизе.
Колония Шенвизе (Красивый луг) основана в 1795 году. Расположена была невдалеке от Александровска за речкой Московкой. Занимала площадь около 16 га. Сейчас на этом месте расположены корпуса завода «Коммунар».
Колония не могла существовать обособленно, от городка Александровска через речку Московку был проложен сначала пешеходный мост. Был он деревянным с дощатым настилом.
С середины XIX столетия в колонии Шенвизе начинается строительство заводов сельскохозяйственных машин и запасных частей, а также всевозможных мастерских.
Так, в 1863 г. начал работать завод капиталиста А.Я.Коппа, в 1878 г. - завод сельскохозяйственных орудий Гильдебранта и Присса, в 1887 г.- завод торгово-промышленного товарищества «Лепп и Вальман».
Существовавший до этого пешеходный мостик через Московку не мог удовлетворить возрастающих нужд производства. Тогда был построен капитальный мост с двусторонним движением для гужевого транспорта и пешеходные тротуары. Мост был сделан из ажурных металлических конструкций и имел четыре пролета по 10 метров каждый. Общая длина моста составляла 40 метров. Высота при максимальном разливе реки от поверхности воды до низа ферм была не боле 2-х метров. Когда паводок спадал, то высота увеличивалась до 4-х метров.
Мост простоял довольно долго. И только с появлением в городе автотранспорта и необходимости перевоза тяжелых грузов появилась надобность в новом мосте. Только тогда, когда колония Шенвизе вошла в черту г. Александровска, в 1913 г. местные капиталисты-заводчики построили новый железобетонный мост через реку Московку.
Этот железобетонный мост был с двусторонним движением, проезжая часть вымощена булыжником, по бокам были тротуары для пешеходов
Ну так мостик