Что? 
Где? 

Места в твоем смартфоне

Установи мобильное приложение Установи мобильное приложение дляiPhone / Android

Детская железная дорога

Запорожская детская железная дорога была построена в 1971—1972 годах по инициативе комсомольцев Запорожского электровозоремонтного завода и Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). 26 октября 1971 года постановлением бюро горкома Комсомола Украины (ЛКСМУ) была создана инициативная группа по организации строительства ДЖД. Возглавил её первый секретарь горкома комсомола Михаил Шульга. Проектирование детской железной дороги было поручено молодым сотрудникам проектных институтов Промстройпроект и «Титан». С порученной задачей они справились в считанные недели, и уже к концу ноября проект дороги в целом был готов. Параллельно шли и подготовительные работы на площадке будущей ДЖД.

К концу февраля 1972 года насыпь была уже почти готова. Строили её на субботниках комсомольцы и молодёжь города. Вполне в духе 1970-х годов горком комсомола объявил месячник по сбору металлолома для приобретения рельсов. Запорожские школьники собрали его более полутора тысяч тонн – количество, поражающее воображение! По личному указанию первого секретаря обкома КПУ Евгения Пьянкова, следившего за ходом строительства, весь собранный металлолом пошёл на «пионерскую плавку», а вырученные средства действительно были направлены на нужды строительства ДЖД.
19 мая 1972 году дорога была торжественно открыта. На момент открытия ее длина составляла 3,5 км, а на дороге было всего 3 станции: Жовтнева (Октябрьская), Спортивная, Юные Чапаевцы и одна промежуточная платформа Пионерская. На главной станции — Жовтневой — был сооружен вокзал и двустойловое локомотивное депо. Из подвижного состава на дороге были: тепловоз ТУ2-077, паровоз П24 и 5 вагонов Pafawag.

В марте 1972 года комсомольцы города, под руководством специалистов Запорожской дистанции пути, приступили к укладке верхнего строения пути. Тогда же началось строительство вокзала и двухстойлового локомотивного депо размером 50х12 м. К середине мая все строительные работы были закончены. На этот момент было уложено 3,46 км пути на песчаном балласте, устроено три станции: Жовтневая (в переводе с украинского – Октябрьская), Спортивная, Юные Чапаевцы и одна промежуточная платформа Пионерская.

Станция Жовтневая получила своё название по имени района города, где она располагалась, станция Юные Чапаевцы – в честь одноимённой молодёжной диверсионно-разведывательной группы, действовавшей в тылу врага на острове Хортица на Днепре (ныне в черте города Запорожья). Третья станция получила название Спортивной, потому что рядом с ней планировалось построить большой детский спортивный комплекс. (К сожалению, эти планы так и не были реализованы).

На детскую железную дорогу были доставлены тепловоз ТУ2-077 (работавший с 1957 по 1966 год на Рижской ДЖД), паровоз Кп4-456 (проект П24), подаренный дороге коллективом Запорожского электровозоремонтного завода и пять цельнометаллических пассажирских вагонов PAFAWAG.

Торжественное открытие первой очереди Запорожской детской железной дороги состоялось 19 мая 1972 года в день 50-летия Пионерской организации. На митинге присутствовало руководство Приднепровской железной дороги, представители местных, партийных и комсомольских органов. Ровно в 14.00 со станции Жовтневая отправился первый поезд. Вёл его юный машинист Геннадий Стасенко, ставший впоследствии начальником локомотивного депо Запорожье-II. А провожала юная дежурная по станции Валя Нескромная, тоже связавшая потом свою жизнь с железной дорогой.

Показать подробную информацию 

Оценка
         
2 голоса

Отзывы посмотреть все отзывы

Aлександр K 4 апреля 2012
         

+Зоопарк,терроризм и аквариум. Один раз просто необходимо побывать

Популярные места в городе запорожье

Ищешь кафе или ресторан?